За последнее время отмечается рост числа нарушений опорно-двигательного аппарата детей и подростков.

Анатомически опорно-двигательный комплекс состоит из позвоночного столба, верхних и нижних конечностей, а так же мышечного корсета. В функциональном отношении это один орган. Формирование опорно-двигательного аппарата происходит по мере роста ребенка, что имеет значение для принятия мер коррекции нарушений.

У детей до 1 года позвоночный столб физиологических изгибов не имеет, своды стоп не сформированы. Процесс формирования начинается с ходьбы в вертикальном положении. До 6-7 лет у детей определяются элементы плоской стопы и слабая выраженность изгибов позвоночного столба.

Главным условием процесса правильного формирования анатомо-физиологических соотношений опорно-двигательного комплекса ребенка являются выраженность мышечного корсета. Имея «мышечную поддержку» и регулярный объем движений, растущий в длину позвоночный столб, и увеличивающаяся масса тела формируют в области лопаток изгиб позвоночного столба кзади (кифоз), а там где поясничный отдел переходит в ягодичную область, формируется изгиб кпереди (лордоз). В сумме это дает S-образную (в боковой проекции) конфигурацию позвоночного столба, что позволяет уменьшить нагрузки при движении на позвоночник и стопы, правильно сформировать продольные своды последних.

Бурный рост ребенка, стремительный набор массы тела, гиподинамия, неправильное положение тела во время сидения за столом, асимметричные нагрузки мышц спины приводят к массовым нарушениям формирования опорно-двигательного аппарата у детей.

Важно выявить нарушения осанки и провести оздоровительные мероприятия до 12-13 лет, когда эффективность лечения максимальна. При грамотной организации учебного процесса и врачебного контроля, внедрении в повседневную практику лечебной физической культуры, вполне возможно к рубежу 12-13 лет добиться близких к 100% результатов коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. При упущенных возможностях возрастного рубежа 12-13 лет обратимые изменения переходят в фазу трудно поддающихся лечению нарушений.

Задача родителей, педагогов и медицинских работников вовремя обратить внимание на данные нарушения, своевременно провести оздоровительные мероприятия.

Более подробную информацию о рассмотренных вопросах можно получить при непосредственном обращении в ТОГБУЗ «Врачебно-физкультурный диспансер».