Как часто мы слышим в адрес врачей фразу: «Вы ведь клятву Гиппократа давали». Так говорят обычно пациенты, не удовлетворенные   лечением, отношением, поведением врача. Давая клятву древнегреческих врачей, (впоследствии названную именем Гиппократа) врачи клялись «всей душой стремиться в исцелению больного, не придавать своих больных даже ценой собственной жизни». Эта клятва звучит актуально во все времена, читается и произносится, как поэма и заставляет неукоснительно следовать нормам и правилам врачебной этики. Основы этой науки- врачебной этики и медицинской деонтологии – заложены в Древней Греции, и в наши дни этим принципам уделяется все больше внимания.                                                                                                

«… Врач должен быть здоров, опрятен, скромен, терпелив… избегать болтовни, помнить, что ни о чем, что происходит с больным в его доме не следует говорить никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы навредить больному». Мы называем это правило врачебной тайной. Как красиво оно изложено в трактатах древнегреческих мыслителей!

          Положение врача в обществе (в древности) было весьма высоким, но и требования к нему, к его деятельности, были так же высоки. Врача относили к числу 14драгоценностей созданных Богам. Владеть всеми сторонами врачебного искусства- и оперировать, и лечить словом, и применять травы-к этому стремились врачеватели древности. «Врач, неискусный в операциях, приходит у постели больного в замешательство, подобно трусливому солдату…» — писал в своем трактате Сушрута -выдающийся врач древности. Не заслуживает уважения и тот врач, который пренебрегает теорией. Неправильное лечение в древней Индии строго преследовалось, врачеватели выплачивали высокие штрафы за несоблюдение врачебной этики и неправильное лечение. Запрещалось требовать вознаграждения за лечение обездоленных, служителей культа (брахманов) и друзей врачевателя.

 

 

 

          Современная деонтология и врачебная этика, следуя принципам древнегреческой, древнеиндийской, древнекитайской медицины, представляет собой самостоятельную область медицины, тесно взаимодействующую с юриспруденцией. Это учение об общественных обязанностях врача, о нормах профессиональной этики, нарушение которых грозит врачу дисциплинарной, материальной и уголовной ответственностью.

А.И.Герцен писал, что врач, испытывая сострадание к больному может «плакать в душе», однако, для понимания сути болезни ему требуется холодный и здравый рассудок. Взаимоотношение врач-больной — это постоянное балансирование на тонкой грани, когда, работая по велению сердца, врач умело использует современные методы лечения для борьбы с различными заболеваниями.

           Ответственность за больного и его здоровье -главная моральная задача врача. В основе всей деятельности врача должен лежать один из известных принципов Гиппократа «не навреди». Опираясь на этот принцип, врач может выстраивать отношения с пациентами – доброжелательные, доверительные, уважительные-как важный фактор успешного лечения.

 

Ротанева Ю.И.